Лучшая подруга — мир моды и красоты

Историк-краевед о восстановлении Ильинского собора: это дань молитвенного уважения святому, ...

Историк-краевед о восстановлении Ильинского собора: это дань молитвенного уважения святому, ...

Известный омский историк-краевед Александр Лосунов высказался об активно обсуждаемой теме восстановления Ильинского собора. Эксперт рассказал, как строили храм небесного покровителя Омска пророка Илии и какую ценность в него вкладывали на этом этапе и вплоть до сноса. По мнению Александра Лосунова, восстановление храма несет не столько возвращение Омску былого красивого архитектурного объекта, сколько является данью молитвенного уважения святому, который покровительствует нашему городу.

«Считается, что у нашего города Омска есть несколько небесных покровителей. В основном это те святые, в честь которых были построены самые первые храмы. Это храм Сергия Радонежского в Омской крепости, это храм Илии пророка, еще одним покровителем нашего города называют святителя и чудотворца Николая. Деревянный храм Илии пророка первоначально стоял не на том месте, о котором мы все привыкли говорить, он находился в сквере, где проходит выставка «Флора». В середине XVIII в. на правом берегу реки Оми в Крестьянской слободе была возведена деревянная церковь во имя Ильи пророка, обозначенная на плане Омской крепости 1755 года. О деревянной Ильинской церкви на сегодняшний день мы знаем немного. Остаются пока неизвестными даты ее закладки и освящения. В 1770 году церковь во имя Илии пророка была перенесена на левый берег реки Оми, на место где стояла церковь во имя чудотворца Сергия Радонежского. 7 июля 1771 г. состоялось освящение вновь перенесенного храма. А через 16 лет деревянную церковь разобрали и вместе с иконостасом продали прихожанам села Битиинского (Бетеинское).

В 1777 году в наш город прибывает вновь назначенный на должность командира Отдельного Сибирского корпуса Николай Гаврилович Огарев. По воспоминаниям современников, этот человек «прилежен был к церквам и строению оных». Скорее всего, он-то и поставил перед епархиальным начальством вопрос о строительстве в Омске новой каменной церкви. Выполняя благословение епископа Тобольского Варлаама (Петрова), омский соборный протоиерей Петр Федоров вместе со священником Андреем Неводчиковым по осени 1778 года торжественно заложили намеченную к постройке церковь. 5 декабря 1785 г. был освящен западный придел во имя святителя и чудотворца Николая в теплой части церкви, а почти через три года, 8 июля 1789 г. освятили и главный придел во имя пророка Илии. Чин освящения вновь возведенного храма, как явствует из документов, совершали все те же священнослужители – протоиерей Петр Федоров и священник Андрей Неводчиков.

Как видим, храм Илии пророка строили очень долго, не один год. Верующие люди собирали деньги на его строительство, кто сколько мог, причем среди жертвователей были представители самых различных сословий. Архитектурное решение храма во имя Илии пророка было весьма необычным для Сибири. Специалисты утверждают, что его облик напоминал итальянский ренессанс и был переходным от стиля барокко к классицизму. Церковь имела две колокольни. А это явление крайне редко встречается на территории Сибири. Со временем храм стал тесным для прихожан. В 1877 году перед тобольским епархиальным начальством поднимается вопрос о расширении храма. А через три года на средства омича Г. Д. Кузьмина возводится северный придел во имя покрова пресвятой Богородицы. Через семь лет доброму примеру этого благотворителя последовал и другой омский купец, прихожанин церкви во имя Илии пророка Г. И. Терехов. Он пристраивает с юга придел во имя своего небесного покровителя – святого великомученика Георгия победоносца. Кстати, основу прихода храма составляли омские купцы.

Историк-краевед о восстановлении Ильинского собора: это дань молитвенного уважения святому, ...

Визиты всех высокопоставленных гостей нашего города в XIX столетии – будь то М. М. Сперанский, Великий Князь Владимир Александрович (дядя Николая II) или сам Николай II в бытность свою цесаревичем – начинались именно с молебна в Ильинской церкви. После официальной встречи высокие гости сразу следовали именно в этот храм.

На протяжении 1920–1930-х гг. данная церковь была духовным оплотом православных верующих тихоновского направления и носила статус кафедрального собора. Поэтому в начале 1930-х годов против духовенства и верующих НКВД было сфабриковано дело о контрреволюционной монархической организации. Поводом послужило обращение старосты церкви во имя Илии пророка А. С. Проскурякова к Папе Римскому, в котором содержался протест о закрытии в Омске церквей. В ходе этого судебного процесса община верующих Пророко-Ильинского прихода фактически оказалась разгромленной. К тому же в начале 1935 года прихожане не смогли заплатить высокий налог за использование здание храма и прирезанной к нему земли. Все эти обстоятельства дали юридическое обоснование представителям советской власти 31 октября 1935 г. расторгнуть договор с религиозной общиной церкви во имя Илии пророка и забрать здание храма для общественных надобностей. А вскоре последовало постановление о сносе здания. В течение лета 1936 г. здание храма было снесено.

Восстановление этого храма – очень важно для нашего города. Во-первых, Пророко-Ильинский храм был одним из главных святынь нашего города. Именно здесь хранился список с чудотворной иконы Абалацкой Божьей Матери. Во-вторых, восстановление Ильинской церкви на её родном фундаменте можно и нужно рассматривать не только, как акт восстановления исторической справедливости, но и как акт нашего с вами покаяния за неблаговидные и богоборческие дела наших предков. В-третьих, не следует забывать, что церкви строили не только из-за красоты, храм – это дань молитвенного уважения тому святому, который покровительствует нашему городу. И это очень важный момент», - заявил Александр Лосунов в разговоре с «СуперОмском».

Ранее об идее восстановления Свято-Ильинского собора на страницах «СуперОмска» высказались председатель Омского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, директор проектного института «Генплан» и архитектор Никита Шалмин; новый начальник 242-го учебного центра ВДВ в Омске Виталий Терехин, а также представители казачества.

Источник

Читайте также
Редакция: | Карта сайта: XML | HTML