«Омскавтодор» получил предписание после контрактов с уральским поставщиком щебня
«СуперОмску» стало известно о решении антимонопольных органов относительно признаков нарушения профильного законодательства в закупочной деятельности АО «Омскавтодор» в текущем году. Официально оно оформлялось в пятницу, 19 марта 2021 года. Основным поводом для разбирательства послужило обнаружение 41 договора на поставку щебня «с единственным поставщиком». Компанию проверяли на «ущемление» в связи с таким подходом конкуренции.
Обозначено, что организация, получившая все искомые подряды, уральское ООО «Нерудная логистическая компания «Автострада», получила в соответствии с договорами свыше 32 миллионов рублей.
Примечательно, что сотрудничество стартовало еще в апреле 2019 года и завершалось 1 сентября того же года. В связи с возникшими подозрениями в июле 2020 года проводились обыски и изымались в том числе документы об этом «альянсе». Сейчас компания находится в стадии ликвидации.
Речь идет, как поясняется в решении омского УФАС, о подготовительных работах по ремонту трассы Калинино-Морозовка в Омском районе.
В свою очередь, в обоснование своей невиновности руководство АО «Омскавтодор», согласно решению омского УФАС, напомнило, что по закону закупка у единственного поставщика является легитимной в случае если речь идет о сумме не более чем 800 тысяч. Формально этих требований юрлица в данном случае не нарушили, закупив в общей сложности 18 тысяч тонн щебня различных фракций. При этом 37 из этих договоров заключались на сумму, близкую к предельной – от 798 до 799 тысяч рублей.
«Минимальный срок для заключения договора по результатам конкурентной закупки с момента расчета начальной максимальной цены договора составляет: для запроса котировок у субъектов малого и среднего предпринимательства – 20 календарных дней; для запроса предложений, конкурса, аукциона в электронной форме у субъектов малого и среднего предпринимательства – 21 календарный день. Таким образом, проведение конкурентной закупки привело бы к нарушению условий, установленных в разделе 10 государственного контракта № Ф.2019.180160 от 16.04.2019», – также отмечается в решении антимонопольных органов как обоснование «формата» сотрудничества АО «Омскавтодор» со своим контрагентом.
Кроме того, ответчик оправдывал себя тем, что подобные закупки проводились им впервые, отмечают в омском УФАС. Вместе с тем приводится объяснение сезонности таких процедур.
«Ответчик также указывает, что во всех договорах, заключенных с ООО «НЛК «Автострада», указана дата заключения – 22.04.2019, вместе с тем договоры были заключены в разные даты, в период с 22.04.2019 по 13.05.2019, при их подготовке была допущена техническая ошибка», – добавляют в АО «Омскавтодор».
Дабы разрешить все возникшие «двусмысленности», комиссия омского УФАС, согласно тексту решения, привлекла к разбирательству эксперта. Проанализировав все вышеуказанные факты, подтвержденные документами всех участвующих сторон, он, а следом и антимонопольные органы постановили следующее:
«На проведение конкурентных процедур (аукцион, конкурс, запрос предложений, запрос котировок) у АО «Омскоблавтотранс» имелось достаточное количество времени».
Буквально на слово утверждениям компании о технической ошибке при постановке даты заключения контрактов одним днем в антимонопольных органах не поверили, соответственно, этот довод не стал значимым.
«Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае срочная потребность в закупаемых товарах отсутствовала, в связи с чем довод АО «Омскавтодор» о том, что применение других видов процедур закупки было невозможно по причине отсутствия времени, необходимого для их проведения, комиссия признает необоснованным», – подчеркивается в итоговом документе.
В конечном счете указанные контракты, по мнению омского УФАС, можно считать «искусственно раздробленной» версией одного. Не в пользу «Омскавтодора», как полагают «антимонопольщики», говорит и то, что информация о сотрудничестве с ООО «НЛК «Автострада» не отражалась в Единой информационной системе.
Исходя из указанных доводов, в региональных антимонопольных органах постановили, что сотрудничество двух компаний стоит признать нарушающими часть 1 статьи 17 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Итогом рассмотрения дела стало предписание для АО «Омскавтодор» о недопущении необоснованного выбора способа закупки «у единственного поставщика» при осуществлении закупок щебня.