СКАНДАЛ НЕДЕЛИ: зачем омская мэрия «убивает» малый бизнес?
«СуперОмску» стало известно, по каким причинам омская мэрия отменила конкурс по размещению новых торгово-остановочных комплексов (далее – ТОК). Как сообщают источники «СуперОмска», в документацию вносятся изменения в части определения суммы арендной платы. Будет применяться понижающий коэффициент 0,5. Таким образом, запланированный мэрией победитель будет платить в городской бюджет в два раза меньше. Ежегодные потери городской казны только из-за этого решения чиновников составят несколько десятков миллионов рублей.
Гораздо большим ущербом для муниципалитета обернется сам конкурс за право размещения ТОК по гостевому маршруту. Здесь речь идет о потерях омского бюджета на сотни миллионов рублей. В один лот включены 175 ТОК на 93 остановках общественного транспорта. Их размещение растянется до 2023 года. Нынешним летом новые ТОК появятся лишь на четверти остановок, определенных конкурсной документацией. Это дает основания полагать, что подготовка к приезду в Омск президентов России и Казахстана используется лишь как предлог для передела рынка НТО в пользу уральского «инвестора».
Под прикрытием
Куратором проекта по размещению новых ТОК от омской власти является заместитель мэра Олег Заремба. Именно он на протяжении последних четырех месяцев, используя имя президента, продвигает идею «теплых остановок». Под его непосредственным руководством проходит формирование условий конкурса, подстроенных, как выясняется, под заранее известного «победителя».
Покровительство высокопоставленного городского чиновника позволяет «победителю» еще до объявления конкурса, не стесняясь, оказывать давление на омских предпринимателей. Об этом уже знают, кажется, все. Уральский «инвестор» при личных встречах внаглую предлагает поскорее освободить места под его торговые комплексы. Чувствуя абсолютную безнаказанность, «фаворит» мэрии ведет себя с омичами как с туземцами...
Только чем объясняется такая смелость чиновника? Откуда уверенность в своей безнаказанности?
Коррупционный подход?
Коррупционная составляющая прослеживается в стремлении изменить форму торгов. Право на размещение всех остальных видов нестационарных торговых объектов предприниматели будут получать, благодаря победе в аукционе. Кроме ТОК.
Критерии оценки предложений на участие в конкурсе за право размещения ТОК позволят чиновникам поставить высокие баллы нужному претенденту, а другим, соответственно, занизить. Оцениваться, например, будут предложения по благоустройству прилегающей территории, предложения по внедрению дополнительных опций торговых комплексов. И тут не избежать предвзятости и вкусовщины. Проект благоустройства одного участника может быть отвергнут, а другого всецело поддержан. Одни дополнительные опции можно признать ненужными, другие – очень необходимыми и полезными. Впрочем, зная, что конкурс заточен под конкретного победителя, такой подход удивлять не должен.
А бюджет мог и заработать
А вот что действительно удивляет, так это полное отсутствие смущения чиновников по поводу огромных потерь для казны города. Хотя вариантов для наполнения бюджета достаточно. Например, омские представители малого бизнеса готовы выполнить все требования по архитектурному облику остановочных комплексов. И даже без снижения арендной платы. При этом установить все 175 новых ТОК готовы уже в этом году, а не в течение 5 лет, как это предусмотрено конкурсной документацией. Но в диалог с местными предпринимателями городские власти не вступают.
Изменение ущербной для города формы проведения торгов тоже позволит пополнить омский бюджет на сотни миллионов рублей. Однако разбивать один огромный лот на несколько мелких и выставлять их на аукцион чиновники не намерены. Мэрия готова отдать 9,5 тысячи квадратных метров торговых площадей за 13 млн рублей, вдобавок еще и снизив вдвое арендную плату. Для сравнения, аукцион на размещение НТО площадью 100 квадратных метров в районе ж/д вокзала принес казне 8 млн рублей. А сегодня предлагается отдать 9,5 тысячи квадратных метров на самых выгодных для торговли участках всего лишь за 13 млн!!!
Омичам дома не место?
Составители конкурсной документации умышленно отсекают от участия омских предпринимателей, занимающихся размещением НТО. Для них придуманы заведомо невыполнимые условия. Сумма задатка для подачи заявки составляет 44,3 млн рублей. Для представителей малого и среднего бизнеса такая сумма неподъемная.
Сроки подготовки документов ограничены настолько, что уложиться в них может только тот, кто знал об условиях заранее. Сложную техническую документацию с проведением множества экспертиз необходимо подготовить за один месяц. В течение 30 дней победитель конкурса обязан установить все ТОК. Эта задача невыполнима даже для фаворита городской администрации. Поэтому чиновники растягивают размещение новых ТОК на 5 лет. Согласно документации, в августе в Омске должны появиться 42 комплекса из запланированных 175. Впрочем, представитель омского малого бизнеса не сможет справиться с этим условием. На изготовление и установку потребуется 55-60 млн рублей. С учетом задатка и платы за право размещения предприниматель должен почти единовременно изыскать 120 млн рублей. Понятно, что никто из омских владельцев НТО не сможет принять участие в конкурсе на таких условиях. Этого и добивается мэрия. Победить должна аффилированная с уральским «инвестором» компания.
Кулуарность решений
Условия конкурса чиновники не выносят на публичное обсуждение. Понимают, что и у общественных организаций, и у депутатов Омского городского Совета столь неэффективное использование муниципальной земли поддержки не найдет. С объявлением нового конкурса могут появиться вопросы и у прокуратуры, и у УФАС. Условия заточены под заранее определенного победителя, омский малый бизнес не сможет в нем принять участие, городская казна терпит убытки – причин для появления интереса к конкурсу со стороны федеральных ведомств хватает.
Выгоден этот конкурс лишь конкретным чиновникам, создающим для уральского «инвестора» сверхприбыльный бизнес. Думается, их старания будут с лихвой оплачены. Все затраты победитель конкурса окупит за год. Право на размещение ТОК будет действовать семь лет. Таким образом, по самым скромным подсчетам, остальные шесть лет принесут ему миллиардную прибыль. А с учетом, что уральскому «инвестору» достанется еще и приоритетное право на продление договора, то омские ТОК за 14 лет превратят «уральца» в мультимиллиардера. Вот только городу от всей этой сомнительной затеи один урон…
Чужой среди своих
Казалось бы, обо всем этом и должен говорить Дмитрий Усенко, представляющий в областном союзе предпринимателей как раз интересы владельцев НТО. Но один из крупных игроков на рынке НТО ради сохранения части собственного бизнеса, видимо, готов к ликвидации всех остальных малых предприятий. Потеря рабочих мест, налоговых поступлений в бюджет, вероятно, не беспокоят ни чиновников, ни члена координационного совета союза предпринимателей Усенко. Именно он, как утверждают инсайдеры, и помогал уральскому «инвестору», абсолютно не знакомому с Омском, выбрать для конкурсного лота самые выгодные места.
Конкурс на размещение ТОК на еще более ущербных для города условиях планируют объявить в первой декаде июня. Вопрос – смогут ли его омские власти провести, ведь надзорные органы своего слова о законности процедур пока не сказали.